Цель данный
статьи обозначить метод работы с убеждениями. Каков же тот механизм, который
позволять нам убеждение изменить.
Основным
методом работы с убеждением является переоценка. Причем переоценку
осуществляет сам клиент, задача же терапевта – дать клиенту средства для ее
осуществления.
Для объяснения
данного момента хорошо подходит следующая метафора. Представьте, что человек
стоит перед стеной, одна сторона, которой покрашена в черный цвет, другая в
белый. Он посмотрел на эту стену с одной стороны и пошел домой рассказывать,
про эту саму знаменитую стену. Но к этому человеку домой пришел гость, который
тоже видел данную стену, и как только он слышит, что первый говорит, что стена
была белая, второй начинает спорить, стена была черная. Оба были правы, но оба
они никогда не сойдутся во мнении.
Эта метафора
является наглядным примером того, как не надо вести терапию, т.е. советовать,
спорить, доказывать и т.д. Теперь представьте, что каждый бы из них сказал, с
какой стороны он смотрел на стену. Возможно, тогда бы оба поняли, что стена
разная с двух сторон. Именно в этом состоит задача терапевта, дать возможность
человеку оценить ситуацию с другой точки зрения.
Данная задача
решается путем предоставления клиенту инструментов переоценки, т.е. терапевт
устанавливает наблюдательный пункт в новом месте, откуда клиент может по-новому
пронаблюдать за ситуацией.
Именно из-за
этого мы говорим, что не всегда можно изменения изменить и не всегда их менять
нужно, и именно поэтому мы сказали, что ресурсное убеждение – это всегда
адекватное убеждение. Бывает так, что с какой ситуации не смотри на ситуацию,
убеждение объективно отражает ее содержание. Однако это не значит, что не надо
с этим работать. Здесь надо либо менять отношение к убеждению и его результаты,
либо заниматься терапией, не относящейся к изменениям убеждений, т.е. смотреть
на причины ситуации и на следствия, на то, как в следующий раз эту ситуацию
избежать.
Следующий
метод – это интерпретация. Не смотря на то, что данный метод могут
закритиковать, как относящийся к психоанализу, не использовать его в принципе
невозможно, так как любое наше предложение в виде вопроса, все равно
обусловлено определенной интерпретацией ситуации. Более того метод
интерпретации необходим, когда мы анализируем глубинные механизмы образования
убеждений и разъясняем их клиенту, чтобы в последующей работе, он мог нормально
воспринять процедуру переоценки.
Третий метод –
это анализ
сопротивлений. Отличие анализа сопротивлений от двух других методов, в
том, что, во-первых, в данном случае мы не работаем непосредственно с самим
убеждением, а, во-вторых, нам надо эти сопротивления выявить, и найти связь
между тем убеждением, с которым мы
работаем и самим сопротивлениями.
Важно
отметить, что независимо от того, что мы рассматриваем эти три методы и даем им
определения отдельно, они всегда действуют во взаимодействии. Без интерпретации
и сбора информации, мы не будем знать, какие критерии мы можем предоставить
клиенту, для того, чтобы он мог правильно оценить свое убеждение. Без переоценки
интерпретированного материала, клиент возможно и поймет причины образования
убеждения, но не факт, что он это убеждение изменит. Без интерпретации и
переоценки, анализ сопротивлений сможет только выявить сопротивления, но
терапевт не сможет с ними ничего поделать.
Отсюда следует
создание определенной системы работы с убеждениями, которая также позволит и к
убеждениям относиться, как к целостной системе.
Важно также
отметить, что каждый из методов может иметь и специфический инструментарий.
Интерпретация сама по себе является инструментарием для анализа сопротивлений и
переоценки.
Другой
инструмент анализа сопротивлений – это осознание. Терапевт просто заставляет
человека обратить внимание на то, что он делает и как сопротивляется, именно
это поможет от этого сопротивления избавиться.
Метод
переоценки включает в себя следующие инструменты:
1.
Предоставление клиенту различных критериев для
переоценки. (Данные критерии будут
рассмотрены в отдельной статье)
2.
Метамодель, как способ задавания вопросов.
Метамодель, также является способом предоставления человеку иных критериев,
однако в данном случае, новые критерии определяет сам клиент.
3.
Сократический диалог. Это то, как мы высказываем
наши утверждения. Свои утверждения, предложения и советы терапевт, также должен
высказывать в форме вопросов, и если метамодель – это вопросы открытые, то
сократический диалог это скорее закрытые (Не считаете ли вы, что лучше было бы
отказаться от данного убеждения). Сократический диалог – это диалог, состоящий
из тех утверждений, с которыми клиент не может не согласиться.
4.
Метафора. Метафора позволяет человеку самому
определить для себя новые критерии, но уже с помощью рассказа, а не задаваемых
ему вопросов.
5.
Символическое моделирование. Данный подход можно
назвать отдельным методом работы, который позволяет изменить отношение к
убеждению и доверие к нему в обход сознания.
Метод
интерпретации, может включать в себя, помимо основной своей функции, еще и
инструмент создания манипулятивных установок. Когда мы интерпретируем реакции
человека, мы можем создавать комплексные эквиваленты, которые к реальности
никак не относятся, однако могут помогать нам в работе с убеждениями. Например:
«Вы погрузились в себя – это значит, что ваше убеждение подается изменению».
Так как человек не всегда задумывается над тем, почему он делает, какие-либо
вещи, ваша интерпретация может показаться ему наиболее убедительной.
Нам удалось
системно рассмотреть методику и подход к изменению убеждений. Следующим нашим
шагом будет рассмотрение отдельных инструментов работы с ними.
Источник: http://liderstvo.ucoz.ru/ |