Возможно,
данная статья вызовет большое количество споров, так как она имеет определенное
противоречие с концепцией логических уровней Р. Дилтса. Но мы пойдем по
порядку.
В данной
статье мы рассмотрим первый эшелон сопротивлений клиента – пирамиду негативного
убеждения. 
Пирамида
негативного убеждения, включает в себя уровни в связи, с которыми может возникнуть
сопротивление, а именно: уровень убеждения с которым мы работаем, реальная
ситуация, автоматические мысли и образы, подкрепляющие убеждения, обобщающие
убеждения и ценности. Стоит рассмотреть каждый уровень подробнее, начиная с
нижнего уровня:
1.
Реальная ситуация. Реальная ситуация – это те
жизненные факты, которые подкрепляют негативное убеждение, с которым мы
работаем. Именно из-за них и возникает основная часть сопротивлений: человеку
кажется, что терапевт хочет привить ему убеждение, которое не соответствует
реальности. Данная проблема может возникать из-за того, что терапевт изначально
не пояснил концепцию убеждения и с чем мы работаем, из-за того, что терапевт не
собрал всей необходимой информации по убеждению клиента, из-за того, что
терапевт неправильно использует методы переоценки.
Важно понимать, что терапевт, работающий с убеждениями,
не работает с реальной ситуацией (если конечно он не совмещает данную
деятельность с коучингом или же каким-либо другими направлениями, как например
пикап). Терапевт должен дать стимул к изменению реальной ситуации и умение
оценить реальную ситуацию в правильном свете.
2.
Автоматические мыли и образы. Это понятие взято
из когнитивной терапии. Автоматические мысли и образы – это те мысли и образы,
которые нами не рефлексируются, например, когда студент идет сдавать экзамен и
перед ответом представляет себе, как ему ставят неудовлетворительную оценку в
зачетную книжку. Данная мысль была необоснованной, и он так подумал лишь из-за
волнения, но осадок остался. Задача терапевта в данном случае – помочь человеку
отрефлексировать (осознать) автоматичность данных мыслей и их бесполезность, а
научить человека находить адаптивный ответ на них.
3.
Подкрепляющее убеждение. Подкрепляющих
убеждений, как правило, несколько, так как если бы оно было одно, то это и оно
и было бы само по себе основным убеждением, с которым мы работаем, и было бы
достаточно провести лишь технику отшелушивания. Подкрепляющие убеждения – это компоненты
основного убеждения, с которым мы работаем, следовательно, мы ослабляем
основное убеждение, прорабатывая каждое из подкрепляющих. Пример данных
убеждений можно видеть в следующем случае:
- У меня ужасная работа – клиент (основное убеждение).
- Почему вы так считаете? – терапевт (детализация
убеждения).
- Ко мне плохо относятся мои коллеги, у меня все плохо
получается, нет перспектив карьерного роста – клиент (подкрепляющие убеждения).
В данном случае необходима проработка каждого
конкретного убеждения. Бывают и такие ситуация, что все плохо, причем плохо
объективно, тогда необходима либо более глубинная работа (уже не на уровне
убеждений), либо наоборот тренерство для приобретения социальных навыков.
4.
Обобщающее убеждение. Часто то убеждение, с
которым мы работаем, является частью, какого-либо другого более обобщенного
убеждения. Очевидно, что терапевт не должен сам обобщать негативное убеждение
(от этого будет только негативный
эффект). Но бывает так, что у клиента, проскальзывают указания на это
обобщающее убеждение:
- У меня плохая работа, меня там никто не любит,
вообще у меня все в жизни плохо – клиент.
В примере мы видим, как клиент указал на обобщающее
убеждение «У меня все в жизни плохо». Отсюда и рождается сопротивление. Вполне
возможно, что клиент, то убеждение, с которым вы работаете сейчас, не считает
серьезным, точнее говоря, есть какие-то более серьезные компоненты данного
обобщающего убеждения, на которые стоит в первую очередь обратить внимание, и
возможно, решив, какие-то более серьезные проблемы человека, например проблему
с семьей, будет проще изменить его убеждение по поводу данного убеждение (в
данном случае отношение к работе).
5.
Уровень ценностей. Сегодня мы впервые коснемся
вопроса ценностей в изменении убеждений.
Уровень ценностей
Прежде всего,
необходимо понимать, что убеждения и ценности – это вещи разные (очень часто их
отождествляют). И ценности – это всегда уровень более высокий, нежели
убеждения.
Вопрос работы
с ценностями необходимо разрабатывать отдельно, поэтому пока мы не будем сильно
заострять на нем внимание, но все же нам необходимо дать понятию «ценности»,
какое-то рабочее определение, чтобы понимать, с чем мы работаем.
Определение
ценностей можно сформулировать следующим образом: ценности – это обобщенная
интерпретация наших целей и идеалов. Ценности – это то ради чего мы что-то
делаем.
В последствие,
определение ценностей будет изменяться и дополняться. Как минимум стоит учесть, что ценности включают
наши потребности. Однако данного определения нам хватит, для непосредственной
работы с убеждениями. Вы уже наверняка заметили основное различие между
ценностями и убеждениями: ценности – это обобщенная интерпретация целей, а
убеждения – это обобщенная интерпретация опыта, таким образом, основное их
различие заключается в наличии подкрепляющих фактов. С другой стороны и у
ценностей могут быть определенные подкрепляющие факты (человек ощутил, что-то
один раз в жизни и это ощущение стало для него ценностью), но их может и не
быть (человек просто создал себе идеал, к которому надо стремиться). Другое
отличие заключается в уровне абстрактности: ценности, как правило, более
абстрактны. Глубинная ценность обычно формулируется одним словом: «любовь», «уважение»,
«выгода» и т.д., убеждения же содержат в себе более конкретную формулировку.
Теперь стоит
затронуть расхождения с пирамидой логических уровней Р.Дилтса. В нашем случае
мы воспринимаем уровень ценностей, как самый высокий. Почему это именно так?
Важно
понимать, что уровень идентификация в пирамиде логических уровней – это такое
же убеждение, как и любое другое. Оно, как правило, тоже подкреплено
определенным жизненным опытом и основывается на подкрепляющих убеждениях. Более
того, Пирамида логических уровней гласит, что высший уровень всегда включает в
себя низший, т.е. исходя из идентификации, у человека есть определенное
количество ценностей, исходя из ценностей, у человека будет, еще большее
количество убеждений. Но тут встает
вопрос, а может ли быть так, что определенная ценность будет включать в себя несколько
видов идентификации. Например, ценность «самореализация» может воплощаться в
нескольких идентификациях: «я хороший работник», «я женатый человек», «я
человек творческий» и т.д. то есть все данные виды идентификации соответствуют
одной лишь ценности.
На это можно
конечно возразить, тем, что я привел пример ценности на личностном уровне, а идентификацию
на уровне ролевом т.е. взял глобальную ценность и применил ее к конкретным
ролям, которые исполняет человек в повседневной жизни, и что следовало бы
назвать отдельные виды ценностей, такие как «для меня важна самореализация на
работе», «для меня важна самореализация в семье», «для меня важна
самореализация в творчестве». Это звучит вполне логично, но будет ли так
изъясняться клиент во время терапии. Скорее всего, он просто скажет: «Я работаю
ради самореализации», и вряд ли он отделит самореализацию на работе от
самореализации в целом. Конечно, будут и ролевые ценности, такие как «на работе
мне важно правильно обслужить клиента» с обобщающей идентификацией «я-менеджер»,
и это тоже верно. Мы же вводим наше понятие ценностей для более продуктивной
работы с клиентами.
Следующий
момент – это отождествление ценностей и миссии. Миссия в свою очередь является
более высоким уровнем, чем идентификация, что опять же говорит в пользу нашей
теории. Отождествляем мы их потому, что миссия является, по сути, ценностью
сформулированной в форме цели. Какая, по сути, разница между выражениями: «Моя
миссия дарить людям добро» и «Для меня самое важно в этой жизни дарить людям
добро». Только в направленности и конкретной постановке цели.
Другой момент,
говорящий в пользу высокой позиции ценности – это их абстрактность. Как вы
могли заметить пирамида логических уровней подымается от конкретных понятий
(окружение) к абстрактным (самоидентификация), от внешнего мира к внутреннему.
Но, как мы уже сказали, ценности – это категория более абстрактная, чем все
остальные и она, как правило, не подкреплена опытом.
http://liderstvo.ucoz.ru/ Отсюда
следует, что ценности могут являться наиболее сложной категорией для нас,
поскольку: во-первых ценности – это категория наиболее глубинная, а во-вторых
ценность, может быть не подкреплена опытом, соответственно нам нечего
переоценивать, кроме суждений самого клиента, что заведомо ставит нас в менее
выгодную позицию (мы тем самым попрекаем внутренний мир человека).
Если человек
сопротивляется, так как считает, что терапевт осуждает его ценности, надо либо
абстрагироваться от них, либо создать ему новые ценности, замотивировать на
что-то еще.
Мы рассмотрели
новое понятие в работе с сопротивлениями: пирамиду убеждений, которая дала нам
более обширную точку обзора на проблему работы с убеждениями.
Источник: http://liderstvo.ucoz.ru/ |